Кадровый менеджмент

Положение о Федеральной службе по труду и занятости

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. № 324

I. Общие положения

    1. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
    2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
    4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
    5. II. Полномочия

    6. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
      5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
      • трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
      • установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
      5.2. осуществляет контроль за:
      • обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
      • приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
      • регистрацией инвалидов в качестве безработных;
      • прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
      5.3. регистрирует:
      • граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
      • в уведомительном порядке отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
      • оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:
      • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
      • информирование о положении на рынке труда;
      • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
      • психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
      • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
      • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
      • организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
      • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
      • содействие самозанятости населения;
      • выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
      • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
      • содействие в разрешении коллективных трудовых споров;
      • организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
      5.5. осуществляет:
      • проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      • рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
      • . принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
      • информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
      • обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
      • анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
      • реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
      • принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
      • подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
      5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
      5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
      5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
      5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
      5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, по их мобилизационной подготовке;
      5.11. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
      5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
      5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
      5.14. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
      5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
    7. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
      6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
      6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
      6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
      6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
      6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
      6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении;
      6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
      6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.

    8. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
      Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах и государственных учреждениях службы занятости, находящихся в ее ведении).
    9. III. Организация деятельности

    10. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
      Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
      Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
      Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.
    11. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости:
      9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
      9.2. представляет Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
      • проект положения о Службе;
      • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
      • предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
      • предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
      • проект положения о территориальных органах Службы;
      • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
      • предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
      • предложения о присвоении почетных званий и награждении отличившихся работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы;
      9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
      9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;
      9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
      9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
      9.7. назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры;
      9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
    12. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
    13. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    14. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.

      Правительство Российской Федерации